Блог

Нужная информация для всех.

Единственный полет советского орбитального корабля-ракетоплана "Буран"

«Бура́н» — советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы (МТКС), созданный в рамках программы «Энергия — Буран».

«Буран» предназначался для:

  • выведения на орбиты, обслуживания на них и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов;
  • проведения военно-прикладных исследований и экспериментов по обеспечению создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых
  • физических принципах; решения целевых задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны;
  • комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях.

Первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. Несмотря на то, что «Буран» был рассчитан на 100 полётов в космос, больше его не запускали. Управление кораблём осуществлялось при помощи БЦВМ «Бисер-4». Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», был использован в российской и зарубежной ракетно-космической технике.

Космический полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель «Энергия», стартовавшая с площадки 110 космодрома Байконур вывела корабль на околоземную орбиту. Полёт длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.

Полёт происходил в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. Над акваторией Тихого океана «Буран» сопровождали корабль измерительного комплекса ВМФ СССР «Маршал Неделин» и научно-исследовательское судно АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский».

При взлёте и посадке «Буран» сопровождал истребитель Миг-25, управляемый лётчиком Магомедом Толбоевым, с видеооператором Сергеем Жадовским на борту.

На этапе посадки не обошлось без чрезвычайного происшествия, которое, однако, в результате только подчеркнуло успех создателей программы. На высоте порядка 11 км «Буран», получивший с наземной станции информацию о погодных условиях в месте посадки, неожиданно для всех совершил резкий манёвр. Корабль описал плавную петлю с разворотом на 180º (изначально заходя на посадочную полосу с северо-западного направления, корабль сел, зайдя со стороны её южного конца). Как позже выяснилось, из-за штормового ветра на земле автоматика корабля приняла решение дополнительно погасить скорость и зайти по наиболее выгодной в новых условиях траектории посадки.

В момент разворота корабль пропал из поля зрения наземных средств наблюдения, связь на некоторое время прервалась. В ЦУПе началась паника, ответственные лица немедленно предложили задействовать аварийную систему подрыва корабля (на нём были установлены тротиловые заряды, предусмотренные для недопущения крушения сверхсекретного корабля на территории другого государства в случае потери курса). Однако заместитель Главного конструктора НПО «Молния» по лётным испытаниям Степан Микоян, отвечавший за управление кораблём на участке снижения и посадки, принял решение подождать, и ситуация разрешилась благополучно.

Изначально система автоматической посадки не предусматривала перехода на ручной режим управления. Однако пилоты-испытатели и космонавты потребовали у конструкторов включить ручной режим в систему управления посадкой:

…система управления корабля «Буран» должна была выполнять автоматически все действия вплоть до остановки корабля после посадки. Участие лётчика в управлении не предусматривалось. (Позже, по нашему настоянию предусмотрели всё-таки резервный ручной режим управления на атмосферном участке полёта при возврате корабля.)
— С. А. Микоян


Значительная часть технической информации о ходе полёта недоступна современному исследователю, так как была записана на магнитных лентах для компьютеров БЭСМ-6, исправных экземпляров которых не сохранилось. Частично воссоздать ход исторического полёта можно по сохранившимся бумажным рулонам распечаток на АЦПУ-128 с выборками из данных бортовой и наземной телеметрии.

Последующие события


В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программа окончательно закрыта Решением Совета главных конструкторов при НПО «Энергия». При этом, существует мнение, что официального закрытия как такового не было — якобы, прекратить эту программу может только президент РФ.

В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» (изделие 1.01) был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

После катастрофы космического корабля «Колумбия», и в особенности с закрытием программы «Спейс шаттл», в западных СМИ неоднократно высказывалось мнение о том, что американское космическое агентство NASA заинтересовано в возрождении комплекса «Энергия-Буран» и предполагает сделать соответствующий заказ России в ближайшее время. Между тем, по сообщению агентства «Интерфакс», директор ЦНИИМаш Г. Г. Райкунов заявил, что Россия может вернуться после 2018 года к этой программе и созданию ракет-носителей, способных выводить на орбиту груз до 24 тонн. В дальнейшем предполагается создание ракет, которые будут доставлять на орбиту грузы весом более 100 тонн. На отдалённое будущее имеются планы по разработке нового пилотируемого космического корабля и многоразовых ракет-носителей. Также в школе 830 при Тушинском машиностроительном заводе открыт музей Бурана в котором проводят экскурсии с ветеранами.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии  

0 # YbOiv 22.11.2021 02:14
Спасибо, ваш сайт очень полезный!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # NewsCisk 03.12.2021 21:45
Отличная статья, спасибо за хороший материал.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

 

Я разрабатываю функциональные web-сайты различной сложности и направленности (подробнее), которые отвечают требованиям современного web-дизайна.

Я в социальных сетях

Удалённая работа.

Сделаю Landing Page

 Я создам эксклюзивный лэндинг пэйдж под ключ с уникальным продающим дизайном. Нужен в интернет-бизнесе ощутимый, сродн...

Сделаю сайт визитку

Предлагаю создание сайта визитки с нуля: разработаю сайт визитку с уникальным дизайном по выгодной цене и сделаю продвиж...

Web-дизайн и разработка сайтов

Cоздание сайтов, web - дизайн и разработка Интернет - решений является одним из приоритетных направлений моей работы Web...

Как заказать разработку сайта у меня?

  Чтобы заказать разработку сайта, вам достаточно отправить сообщение через форму обратной связи...

Интернет-магазин

Интернет-магазин под ключ: создание и разработка интернет-магазина. Я занимаюсь созданием продающих интернет-магазинов ...

Сделаю корпоративный сайт

Профессиональная разработка (создание) корпоративного сайта под ключ: создам фирменный дизайн компании по выгодной цене...

Какая польза от сайта?

 Польза заключается в предоставлении пользователям нужной информации, товаров или услуг, комфорта обслуживания для клиен...

Я Web-мастер, разрабатываю Web сайты для вип-клиентов.

Для связи

телефон: +8 999 354 75 52

E-mail: sidigor@yandex.ru

© 2021 г. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных, которые не будут предоставлены третьим лицам.